ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 30RS0003-01-2025-001664-65 |
Дата поступления | 27.02.2025 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → Прочие о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32, в т.ч. рассматриваемые в порядке гл.11.1 КАС РФ) |
Судья | Дегтярева Татьяна Валентиновна |
Дата рассмотрения | 21.05.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 27.02.2025 | 11:33 | 27.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 28.02.2025 | 09:21 | 28.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 03.03.2025 | 14:31 | Административное исковое заявление принято к производству | 06.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 03.03.2025 | 14:31 | 06.03.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 15.04.2025 | 15:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 06.03.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 15.04.2025 | 16:00 | 16.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 22.04.2025 | 09:00 | Отложено | неявка надлежащим образом извещенных кого-либо из участников судебного разбирательства | 16.04.2025 | ||||
Судебное заседание | 21.05.2025 | 09:30 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 24.04.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 04.06.2025 | 15:40 | 18.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Гаджиев Ариф Ибадулла Оглы | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | УФНС по Астраханской области | 3015067282 | 301501001 | 1043000717825 |
Дело <номер>а-1665/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дегтяревой Т.В., при секретаре судебного заседания <ФИО>3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>2 <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением <ФИО>2 <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя свои требования тем, что <ФИО>2 состоит на налоговом учете в УФНС по <адрес> в качестве налогоплательщика и имеет задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 3375 руб., за 2022 год в размере 3375 руб., суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 4128,97 руб.
УФНС России по <адрес> направлено налоговое требование <номер> от <дата> на общую сумму отрицательного сальдо ЕНС 13476,76 руб., которым предложено в срок до <дата> уплатить задолженность.
Мировым судьей судебного участка № <адрес> <дата> был вынесен судебный приказ <номер>а-2362/2024 Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ <номер>а-2362/2024 был отменен.
В судебный приказ <номер>а-2362/2024 вошла следующая задолженность:
- по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 3375 руб., за 2022 год в размере 3375 руб.,
- суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 4128,97 руб.
Учитывая, что никаких действий в полном объеме по оплате налога и пени от административного ответчика не последовало, просили суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 3375 руб., за 2022 год в размере 3375 руб., суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 4128,97 руб.
В судебное заседание представитель административного истца УФНС по <адрес> не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик <ФИО>2 не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.12.1997г. №-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах и возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании статьи <адрес> «О транспортном налоге» от <дата> <номер>-ОЗ, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно п.2 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Федеральный закон от <дата> № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с <дата>) усовершенствовал порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа при введении с <дата> института единого налогового счета.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что <ФИО>2 состоит на налоговом учете в УФНС по <адрес> в качестве налогоплательщика по адресу: <адрес>, 4,20 и имеет задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 3375 руб., за 2022 год в размере 3375 руб., суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 4128,97 руб.
В связи с несвоевременной уплатой налога в адрес административного ответчика УФНС России по <адрес> направлено налоговое требование <номер> от <дата>, которым предложено в срок до <дата> уплатить задолженность. В настоящее время сумма задолженности ответчиком не погашена.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица суд обязан проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа (пункт 20 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер>, Пленума ВАС Российской Федерации <номер> от <дата> «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
- в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
- не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с данным пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
- либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с названным пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
- либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с названым пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
- либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с упомянутым пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, с заявлением о вынесении судебного приказа УФНС России по <адрес> обратилось к мировому судье судебного участка <номер> по <адрес> <дата> за пределами, установленного абзацем 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения.
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> вынесен судебный приказ <номер>а-2362/2024, по заявлению УФНС России по <адрес> о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.
<дата> определением мирового судьи судебный приказ <номер>а-2362/2024 отменен в связи с поступившими от должника возражениями, относительно исполнения судебного приказа.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <номер> «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ).
Исходя из систематического толкования вышеуказанных норм закона, наступление правовых последствий при неисполнении должником требования по уплате обязательных платежей, связано с соблюдением налоговым органом шестимесячного срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Данные требования закона административным истцом не выполнены, поскольку, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с <ФИО>2 обязательных платежей, могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования <номер> от <дата> об уплате задолженности (срок уплаты до <дата>), то есть по <дата>.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа: первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть, месяцев, нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
С заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился <дата> по истечении установленного законом шестимесячного срока. Доказательств уважительности пропуска срока административным истцом в материалы дела не представлено.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Управления федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>2 <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный иск удовлетворению не подлежит, а административный истец от ее уплаты освобожден, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> <ФИО>2 <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей и санкций – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Дегтярева
Мотивированное решение суда составлено <дата>.
Резолютивная часть
Дело <номер>а-1665/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего
