ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 30RS0003-01-2025-001667-56 |
Дата поступления | 27.02.2025 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → Прочие о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32, в т.ч. рассматриваемые в порядке гл.11.1 КАС РФ) |
Судья | Дегтярева Татьяна Валентиновна |
Дата рассмотрения | 21.05.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 27.02.2025 | 12:24 | 28.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 28.02.2025 | 09:21 | 28.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 03.03.2025 | 14:29 | Административное исковое заявление принято к производству | 06.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 03.03.2025 | 14:30 | 06.03.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 15.04.2025 | 15:15 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 06.03.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 15.04.2025 | 16:00 | 16.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 22.04.2025 | 10:00 | Отложено | неявка надлежащим образом извещенных кого-либо из участников судебного разбирательства | 16.04.2025 | ||||
Судебное заседание | 21.05.2025 | 09:00 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 24.04.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 04.06.2025 | 16:27 | 18.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Денисова Наталья Ивановна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | УФНС по Астраханской области | 3015067282 | 301501001 | 1043000717825 |
Дело <номер>а-1664/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2025 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дегтяревой Т.В., при секретаре судебного заседания <ФИО>2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
<данные изъяты> по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя свои требования тем, что <ФИО>1 является собственником недвижимого имущества, транспортных средств и владельцем земельных участков, состоит на налоговом учете в УФНС по <адрес> в качестве налогоплательщика и имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога
УФНС России по <адрес> в соответствии со ст.69 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате задолженности <номер> от <дата>, которым предложено в срок до <дата> уплатить задолженность:
- транспортный налог с физических лиц в размере 128494,13 руб., задолженность по судебному приказу <номер>а-3130/2024 отсутствует;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 9039 руб., задолженность по судебному приказу <номер>а-3130/2024 отсутствует;
- земельный налог с физических лиц, обладающих зельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2132, 00 руб., задолженность по судебному приказу <номер>а-3130/2024 отсутствует;
- пени ЕНС в размере 21370,87 руб., остаток задолженности на текущую дату в размере 13268,03 руб.
Однако задолженность в требовании налогоплательщиком не была исполнена и налоговый орган в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ обратился в суд с заявлением в отношении <ФИО>3 о вынесении судебного приказа в адрес судебного участка № <адрес>.
<дата> мировым судьей вынесен судебный приказ <номер>А-3130/2024, который был отменен <дата>.
Федеральным законом от <дата> № 263-ФЗ с <дата> внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми предусмотрено введение института единого налогового счета (далее - ЕНС), в связи с чем, с <дата> взысканию подлежит сумма задолженности, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС на дату направления иска в суд, а не задолженность по конкретному налогу, как это было до <дата>.
Просит взыскать с <ФИО>1 в пользу <данные изъяты> по <адрес> сумму пени ЕНС в размере 13268,03 руб.
В судебное заседание представитель административного истца УФНС по <адрес> не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик <ФИО>1 не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.12.1997г. №-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах и возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании статьи <адрес> «О транспортном налоге» от <дата> <номер>-ОЗ, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно п.2 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ <ФИО>1 является плательщиком земельного налога за указанные земельные участки, а также обязан уплатить налог на землю не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В судебном заседании установлено, что <ФИО>1 состоит на учете в качестве налогоплательщика в Управлении Федеральной налоговой службы по <адрес>й, <адрес>.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <ФИО>1 является (являлся) владельцем земли и собственником недвижимого имущества.
Кроме того, согласно сведениям МРО ГИБДД УМВД России по <адрес> <ФИО>1 является собственником транспортных средств.
Поскольку обязанность по уплате, налогов своевременно налогоплательщиком не была исполнена, в его адрес было направлено требование <номер> от <дата>, которым предложено в срок до <дата> уплатить задолженность:
- транспортный налог с физических лиц в размере 128494,13 руб.;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 9039 руб.;
- земельный налог с физических лиц, обладающих зельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2132,00 руб.;
- пени ЕНС в размере 21370,87 руб.
Однако задолженность в требовании налогоплательщиком не была исполнена и налоговый орган в порядке, предусмотренном главой 11.1 КАС РФ обратился в суд с заявлением в отношении <ФИО>3 о вынесении судебного приказа в адрес судебного участка № <адрес>.
<дата> мировым судьей вынесен судебный приказ <номер>А-3130/2024, который был отменен <дата>.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата>г. <номер>-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Федеральным законом от <дата> № 263-ФЗ с <дата> внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми предусмотрено введение института единого налогового счета (ЕНС).
Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Таким образом, с <дата> взысканию подлежит сумма задолженности, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС на дату направления в суд административного искового заявления, а не задолженность по конкретному налогу, как это было до <дата>. Пени не привязаны к конкретному налогу и ОКТМО, а начисляются на сумму совокупной обязанности по единому налоговому счету, а также по налоговым обязательствам, не входящих в ЕНС.
Согласно п. 2 ст. 11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами (РФ): денежного выражения совокупной обязанности; денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации является общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных настоящим Кодексом, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма (п. бет. 11.3 НК РФ).
Пенями признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему РФ в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня перечисления денежных средств в качестве ЕНП в бюджетную систему РФ или со дня признания денежных средств в качестве ЕНП при наличии на соответствующую дату учтенной на ЕНС совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ (пп. 1 п. 7 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Поскольку налоговым органом обязанность по направлению в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности была исполнена, то при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета, повторного направления требования, не требовалось.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено выставление одного требования при наличии отрицательного сальдо единого налогового счета, и не предусмотрено выставление последующих требований при увеличении отрицательного сальдо единого налогового счета.
Требование об уплате задолженности <номер> по состоянию на <дата>, сроком исполнения до <дата>, содержит указание, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Актуальную информацию об имеющейся задолженности можно получить в личном кабинете налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
- в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
- не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей;
- либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей;
- либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей;
- либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что ко взысканию с налогоплательщика <ФИО>1 налоговым органом заявляется задолженность по уплате пени ЕНС в размере 13268,03 руб.
Из расчета сумм пени следует, что налоговым органом <дата> сформировано заявление о вынесении судебного приказа.
Как следует из расчета сумм пени, включенной в заявление о вынесении судебного приказа <номер> от <дата> – 45340,40 руб. (сальдо по пени на момент формирования заявления <дата>) – 32072,37 руб. (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания)=13268,03 руб. С указанным заявлением налоговый орган <дата> обратился в судебный участок, по итогам рассмотрения которого мировым судом судебного участка № <адрес> <дата> вынесен судебный приказ <номер>а-3130/2024.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности с <ФИО>1 по отмененному судебному приказу <номер>а-3130/2024 от <дата> следует исчислять в соответствии с условиями подп. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, то есть не позднее <дата>, поскольку налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, (судебный приказ <номер>а- 3130/2024 по заявлению <номер>) и после подачи предыдущего заявления образовалась задолженность, подлежащая взысканию в сумме более 10 000 руб.
Согласно ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица суд обязан проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа (пункт 20 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер>, Пленума ВАС Российской Федерации <номер> от <дата> «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Данные требования закона административным истцом не выполнены, поскольку, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с <ФИО>1 обязательных платежей, могло быть подано налоговым органом в суд не позднее <дата>, то есть, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей
С заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился <дата>, то есть по истечении установленного законом срока. Доказательств уважительности пропуска срока административным истцом в материалы дела не представлено.
Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Управления федеральной налоговой службы по <адрес> к <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный иск удовлетворению не подлежит, а административный истец от ее уплаты освобожден, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> <ФИО>1 о взыскании обязательных платежей и санкций – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Дегтярева
Мотивированное решение суда составлено <дата>.
